Памятка о порядке действий граждан в случае незаконных действий лиц при взыскании просроченной задолженности

Памятка

о порядке действий граждан в случае незаконных действий лиц

при взыскании просроченной задолженности

 

С 1 января 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон).

Данные положения устанавливают ограничения, условия и порядок деятельности кредиторов и иных юридических лиц, действующих от их имени (юридических лиц, включённых в государственный реестр - «реестровые коллекторы»).

Необходимо понимать, что Закон не освобождает заёмщиков (должников) от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.

 

Кто может заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности?

 

Согласно ст. 5 Закона деятельность по возврату просроченной задолженности могут осуществлять только:

1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования, например, в случае продажи долга;

2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

Таким образом, коллектором можно называть лицо, профессионально осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенное в государственный реестр.

Следует отметить, что Закон не содержит общепринятого в быту определения «коллектор». Но для удобства восприятия, будем называть их в данных рекомендациях именно так.

Сведения о реестровых коллекторах, которые прошли определенную процедуру проверки на соответствие требованиям Закона, расположены на сайте ФССП России в разделе «Сервисы» http://fssp.gov.ru/gosreestr_jurlic/.

 

Какие действия по возврату просроченной задолженности законны?

 

Коллекторы имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, смс-уведомлений, электронной и почтовой переписки.

Важным моментом являются следующие ограничения при взаимодействии с должником:

- любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие, и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные/праздничные дни;

- личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю;

- телефонные звонки допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц;

- сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати в месяц.

 

Что запрещено кредиторам при взаимодействии с должником?

 

- При любых контактах запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества.

- Не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц.

- Не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.

Взаимодействие с третьими лицами возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:

- имеется согласие должника на взаимодействие с третьими лицами;

- третьими лицами не выражено несогласие на осуществление взаимодействия.

Если хотя бы одно из этих условий не выполнено – взаимодействие незаконно.

Согласие на взаимодействие с третьими лицами должно быть в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе согласие должника на обработку персональных данных.

Взаимодействие с третьими лицами должно проводиться по тем же принципам и правилам, как и общение с самим должником.

 

Какие действия предпринять если Вы не согласны

с задолженностью и/или ее размером?

 

В случае, если Вы не согласны с суммой долга, которую с Вас требуют, либо с самим фактом наличия задолженности необходимо письменно обратиться к кредитору или лицу, действующему от его имени.

Статья 10 Закона возлагает на кредитора и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязанность отвечать на обращения должника, разъясняя все вопросы, касающиеся просроченной задолженности и ее взыскания.

 

Как себя вести, если Вы имеете займы и просроченные обязательства?

 

Прежде всего необходимо внимательно относится к финансовым документам, сохранять свои экземпляры документов, подписанные при оформлении кредита (займа), все квитанции и расписки о погашении долга.

В случае если к Вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы).

Если Вы заметили, что кредитор применяет неправомерные методы воздействия, фиксируйте беседу (аудио и видеофиксация общения).

Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков и сам разговор. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью.

Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Имейте ввиду, что кредитор заинтересован в сохранении конструктивного общения с Вами и, как правило, готов на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга и т.п.).

 

Возможно ли вообще отказаться от общения с коллекторами?

 

Статья 8 Закона предоставляет должнику право направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени или в его интересах заявление:

1. либо об отказе от взаимодействия;

2. либо об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя.

Такое заявление имеет строго определенную форму. Форма заявления должника об отказе от взаимодействия утверждена приказом ФССП России от 18.01.2018 № 20 «Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия». Форма заявления размещена на сайте ФССП России.

С момента получения уведомления должника об отказе от взаимодействия кредитор не вправе взаимодействовать путем личных встреч и направления сообщений с помощью средств связи. У кредитора и коллектора останется возможность лишь направлять должнику почтовые отправления по месту жительства.

 

Ответственность кредитора или коллектора за нарушение требований законодательства

 

В случае обнаружения признаков правонарушения, предусмотренного статьей 14.57 КоАП РФ, должностным лицом ФССП России составляется протокол и возбуждается дело об административном правонарушении, которое направляется в суд на рассмотрение.

В случае, если будет установлена вина субъекта, привлекаемого к административной ответственности, и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, пострадавший (заявитель) имеет право требовать от причинителя вреда (лица признанного виновным) компенсации морального вреда.

За неправомерные действия коллекторов сумма административного штрафа для юридических лиц составляет от двадцати тысяч до двух миллионов рублей.

 

Куда обращаться!!!

 

По всем вопросам совершения противоправных действий со стороны коллекторов необходимо обращаться с письменным заявлением в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике — Чувашии по адресу: 428023, г. Чебоксары, ул. Энтузиастов, д. 34 «а», тел. 8(8352) 30 60 00,30 60 70, 30 6069, приложив:

- копию паспорта;

- копии договоров займа (кредитных договоров);

- детализацию смс-сообщений и телефонных звонков от оператора сотовой связи;

- аудиозаписи общения (на компакт-диске);

- «скриншоты» о размещении в соцсетях негативной информации в отношении должника.

 

Кроме того, необходимо знать:

 

- в случае нарушения прав со стороны кредитной либо микрофинансовой организации,Вы вправе обратитьсяв территориальный орган Центрального банка Российской Федерации (Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ПФО: 603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26);

- в случае, если в действиях кредитора содержаться оскорбления Вы вправе обратиться в прокуратуру по месту жительства (ст. 5.61 КоАП РФ).

- в случае поступления угроз жизни и здоровью, порчи имущества (надписи на стенах, дверях, почтовых ящиках, транспортных средствах и т. п.) и иных противоправных действий со стороны коллекторов Вы вправе обратиться в отдел полиции по месту жительства.

 

 

 

Время создания/изменения документа: 11 февраля 2019 19:11 / 30 июня 2020 10:53

Версия для печати